История камина.
Определить точный "возраст" камина ученые затрудняются, однако предполагают, что он является наиболее древним элементом жилища: ведь прообраз камина сложился еще в эпоху неолита. Примитивный
очаг, на котором готовили пищу, не имел даже трубы и представлял собой просто-напросто костер, окруженный каменной "оправой". Дым от подобного очага уходил в отверстие на потолке.
От этого очага, как считают ученые, и произошел камин, получив со временем широкое распространение в Западной и Восточной Европе.
Шло время, и спустя столетия конструкция камина постепенно усовершенствовалась: появилась труба с конусообразным раструбом для улавливания дыма.
Однако свой привычный облик камин приобрел не сразу. Пристраивать к стене его научились гораздо позже.
Первоначально в Древнем Риме, например, в конструкции камина использовались специальные балки, поддерживающие трубу и не связанные со стенами дома. Вот как описывал древнеримские камины
Андреа Палладио, зодчий эпохи Возрождения, в своем знаменитом трактате об архитектуре и традициях античности: Древние имели обыкновение нагревать свои комнаты следующим образом. Строились
на середине камины с колоннами, поддерживающими архитравы, над которыми высилась пирамида, куда уходил дым. Через несколько веков камин, переместился к стене, и следующим шагом в его развитии стало слияние со стеной топки и дымохода.
Первые средневековые камины строились из тесаного камня (позже для их изготовления стали применять и кирпич). Но все эти камины не предназначались для украшения помещения и представляли
собой лишь подобие грубого очага. Их долгом, было выполнение исключительно утилитарных функций: отопление помещения и приготовление пищи, особенно в раннем средневековье. Но постепенно
появились камины, отвечающие новым требованиям архитектуры и функционально более удобные. Так, уже в XII веке в домах стали строить камины с прямым дымоходом, примыкающие к стене, частично или полностью встроенные в стену или сооружаемые в углу зала. Со временем камин стал пользоваться особым почетом.
Комната, где располагался камин, получила наименование, каминного зала, и не случайно. Размеры некоторых старинных каминов
поражают воображение и по сей день: например, в старинном аббатстве Мон-Сен-Мишель во Франции существует камин размером с комнату - такой огромный, что странствующие рыцари-паломники
могли без труда зажарить в нем целую бычью тушу. К XIII веку камин становится весьма значимой деталью интерьера.
В зависимости от объема отапливаемого помещения камины начинают изготавливать двойными или даже тройными.
Благодаря внушительным размерам камин приобретает облик архитектурного сооружения: его начинают украшать крепостными башенками, шпилями, фризами с изображениями рыцарских турниров, картинами охоты или ироническими сценками на бытовые темы. Тем не менее камин по-прежнему в большей степени
является средством для обогрева помещения, чем изысканным элементом интерьера. Пристальное внимание художников камин привлек лишь с наступлением эпохи Возрождения. Можно сказать, что, начиная с этого времени, древний очаг существенно преобразился.
Многие старинные камины можно назвать настоящими произведениями искусства:
они искусно украшены колоннами и пилястрами,
флорентийской мозаикой,
изразцами,
резными украшениями; их порталы облицованы гранитом и мрамором.
Кстати, отделка каминов изразцами, получившая впоследствии большую популярность в Германии, создала новый стиль в оформлении каминов. Изразцы стали прообразом современной кафельной облицовки, которая и по сей день остается модным решением в отделке каминов.
Постепенно изменилась и конструкция камина:
Увеличились размеры дымосборника и площадь самого камина вдоль стены.
В Великобритании камины начали устанавливать в длинных стенах, и чем больше, чем грандиознее был камин, тем чаще он служил для обогрева помещения и его украшения в большей степени, чем для приготовления пищи (кухни в средние века было принято устраивать отдельно).
По вполне очевидным причинам в Великобритании - стране с сырым туманным климатом - очаги играли огромную роль, становясь в зимние месяцы средоточием всей внутренней жизни дома.
В интерьерах начала XIV века камин приобрел большое значение как элемент интерьера, а прилегающая к нему часть комнаты или зала стала наиболее значимой в пространстве помещения, где установлен
камин. А в XV столетии для защиты стены от интенсивного нагревания и в качестве украшения в задней части топки появилась тяжелая, отлитая из чугуна декоративная доска. И по сей день камин, выполненный в подобном стиле - сложенный из необработанного камня или кирпича с открытой кладкой.
Особое значение стало придаваться и оформлению пространства вокруг камина.
Например, голландцы, привили Европе страсть к украшению интерьера масляной живописью, и картины заняли место и над камином.
В эпоху барокко и рококо каминные украшения стали выполнять меньшего размера, но более изысканными. Так, с приходом рококо возникли легкие панели, деликатные карнизы и большие зеркала над каминами
(такие камины, например, отражены в серии гравюр Д. Маро. Новые камины с зеркалами во французской манере).
Кроме того, постоянными спутниками камина стали различные украшения на каминных полках
-от неподвижных и грузных, покрытых сложной резьбой, до фарфоровых и фаянсовых ваз, восточного фарфора и европейских глазурованных сосудов.
На каминные полки стали устанавливать причудливые фигурки пастушек, дам и кавалеров, гарнитуры из больших часов в центре и ваз, канделябры, симметрично расположенные по обеим сторонам.
"Викторианский стиль", эклектичный по своей сути, использовал потенциальные возможности всех стилей. В это время появился хорошо известный камин с литой чугунной топкой. Стали применяться
и эмалевые вставки, расписанные вручную. Большую популярность приобрели деревянные порталы, которые иногда расписывались изображениями цветов, птиц и жанровыми сценами. Все
это современники назвали "стилем подставок и верхушек" (bracket and overmantel style) за некоторую дробность и хаотичность декора, перегруженного деталями.
Как уже было сказано, наибольшую популярность камин завоевал в европейских странах.
В России же камины появились несколько позднее:
их история в нашей стране насчитывает всего несколько веков. В эпоху Петра I камины стали все чаще появляться в интерьерах дворцов - как правило, по английскому образцу - с экраном или кованой решеткой.
Первоначально камины разрешалось строить лишь знатным людям. Прекрасные камины появились во дворцах Петергофа, Кускова, Останкина, Лефортова, где они легко уживались с традиционными изразцовыми печами. Однако длительное время камины считались скорее забавой богатых дворян и атрибутом роскоши, чем практически полезным и необходимым бытовым предметом. Может быть, потому,
что наличие камина в доме было одной из отличительных привилегий, дарованных Петром I русскому дворянству. В русском обществе исторически сложилось отношение к камину как к престижному элементу
интерьера, определяющему уровень респектабельности и социальной значимости хозяина.
С возникновением новых стилей и направлений в искусстве характер декоративных элементов камина менялся, но тенденция украшать домашний очаг оставалась неизменной. Она сохранилась и по сей день, несмотря на то, что современные камины зачастую имеют авангардный облик.
Впоследствии объектами художественного интереса стали также и разнообразные каминные аксессуары. Издавна камин оснащался и такими дополнительными приспособлениями, как щипцы для пере-
вертывания горящих дров, специальная вилка для ворошения топлива, щетка на длинной ручке и совок для чистки топки, меха для раздувания огня.
В XVIII веке в обиход вошли кочерга для разбивания горящего угля на мелкие кусочки, ведерки и ящики для угля, которые впоследствии сменили резные деревянные ящики и решетки для топлива.
Изящество и красоту приобрели такие элементы камина, как колосниковая решетка для дров камина, находящаяся в топке, и решетчатый углесборник, предназначенные для того, чтобы обеспечить доступ воздуха к дровам и дать углям полностью прогореть (кстати, следует отметить, что и современные художники - мастера кузнечного дела - с удовольствием продолжают импровизировать с этими
каминными приспособлениями). Тогда же художественной отделке подверглась и топка камина, которую стали оформлять огнеупорным кирпичом.
Возникли и другие аксессуары:
каминные экраны, украшенные живописью, гобеленами или представляющие собой специальные
сетки, через которые можно было наблюдать за танцующим в камине пламенем. Их стали устанавливать и для того, чтобы защитить деревянный пол комнаты от попадания на него горящих углей.
С возникновением стиля модерн, охарактеризовавшегося изысканностью непрямых линий и характерных растительных мотивов, модными стали как центральный камин-очаг, так и пристенные и встроенные камины, которые дизайнеры и сегодня называют "квинтэссенцией эстетики нового направления в искусстве".
Изысканность этих каминов подчеркивалась использованием в их отделке мрамора, керамики, кованого и литого металла.
Эстетически привлекательны и камины, выполненные в стиле арт деко и созданные в архитектуре и дизайне после Второй мировой войны.
Сегодня художники стараются взять все лучшее из прошлого, соединяя традиционные мотивы с достижениями современности.
Камин -"одежда для огня", как любовно именуют его западные дизайнеры, -как и столетия назад, сообщает теплоту всей окружающей обстановке, а его композиция и расположение диктует архитектурное решение интерьеров.
Поэтому не удивительно, что оформление каминов является одним из центральных мотивов
творчества современных дизайнеров.